Используются материалы Financial Times Financial Times
Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.

Время чтения: 5 мин

От «Безумного секса» до «Безумного порно»

Что смотреть на Московском кинофестивале

В статье:

Открылся 43-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Предыдущий прошел всего полгода назад. За шесть с небольшим месяцев пандемию, увы, никто не отменил и проблемы, которые из-за нее испытывают кинематографисты, — тоже. По расписанию фестиваля это очень заметно.

Внеконкурсная программа ММКФ, с точки зрения обычного кинозрителя, в последние лет тридцать была гораздо любопытнее конкурсной. Раньше, когда ММКФ проводился в конце июня, там можно было посмотреть лучшие фильмы Берлинского и Каннского кинофестивалей (проводившихся в феврале и в мае) — задолго до их выхода в российский, а чаще всего и в мировой прокат. Сейчас с новыми фильмами беда. Из крупнейших европейских фестивалей за минувшие месяцы прошел только Берлинский — онлайн, в урезанном виде и со сравнительно скромной программой, где почти не было по-настоящему громких режиссерских имен. Да, конечно, на ММКФ покажут берлинских победителей — «Неудачный трах, или Безумное порно» Раду Жуде («Золотой медведь»), «Естественный свет» Денеша Надя (приз за режиссуру), «Герр Бахман и его класс» Марии Шпет (приз жюри), «Лес: вижу тебя повсюду» Бенедека Флигауфа (приз за роль второго плана). Но, если честно, даже «Безумное порно» не очень-то возбуждает зрителя, успевшего зажраться на прошлых Московских кинофестивалях. (Кстати, вопреки опасениям, в скором времени этот фильм выйдет в наш прокат.)

Конечно, лучше было подождать и провести очередной ММКФ в октябре. Но организаторы, в 2018-м перенеся его с июня на апрель из-за ЧМ по футболу, теперь за этот самый апрель намертво уцепились и страшно радуются, что умудрились по сусекам наскрести какую-никакую программу. Главное — что они это все-таки сделали «Наперекор локдаунам» (так называется обращение программного директора Кирилла Разлогова, опубликованное на сайте фестиваля).

Что остается на безрыбье? Ну, например, показывать на большом экране старые фильмы. Кстати говоря, Разлогов повел себя довольно остроумно, организовав персональную ретроспективу «Фильмы моей жизни» с большим и эклектичным ассортиментом картин, в разное время его впечатливших: от жестокой мелодрамы Евгения Бауэра «Сумерки женской души» (1913) до незаконченной «Реки» Алексея Балабанова (2002), от классических «Жюля и Джима» Франсуа Трюффо (1962) до скандальной «Империи чувств» Нагисы Осимы (1976), от «Окраины» Бориса Барнета (1933) до «Окраины» Петра Луцика (1998).

Мы попытались выбрать из программы ММКФ несколько новых и несколько старых фильмов, на которые можно без особых сожалений потратить свое время.

Семь новых фильмов

«Сбой в матрице»

(программа «Свободная мысль»)

Кинематограф обязан Филипу К. Дику сюжетами «Вспомнить всё», «Особого мнения», «Бегущего по лезвию», а еще — «Матрицы». По крайней мере, выступая во французском городе Меце в 1977 г., Дик произнес буквально следующее: «Мы живем в реальности, запрограммированной компьютером. Единственный намек на это — когда какая-то величина меняется и в нашей реальности происходит деформация». Конечно же, режиссеры Вачовски были знакомы с этим пассажем (учитывая, что в качестве типичной «деформации» они вслед за Диком приводят феномен дежавю). А документалист Родни Эшер снял целый фильм, в котором пытается найти ответ на вопрос: может, мы и правда «загружены в матрицу»? Понятно, что ответить «да» или «нет» не в состоянии никто. Но идея гениального параноика/фантазера/визионера/пророка Дика так хороша, что не появиться отдельный фильм о ее эволюции просто не мог.

23 апреля, 21.30, Центр документального кино

27 апреля, 16.20, «Октябрь», Зал 2


				Кадр из фильма «Сбой в матрице»
Кадр из фильма «Сбой в матрице»

«Неудачный трах, или Безумное порно»

(программа «Фильмы, которых здесь не было»)

Самый нашумевший фильм Берлинале — трагикомедия об учительнице, муж которой зачем-то выложил в сеть любительский порнофильм с ней и собой в главных ролях. После впечатляющего пролога, в котором ошеломленный зритель наблюдает за сексуальными упражнениями героев, Раду Жуде предлагает зрителям едкий сатирический комментарий к умонастроениям современных румын (которые очень во многом напоминают умонастроения консервативных россиян).

24 апреля, 23.20, «Октябрь», Зал 1

25 апреля, 23.55, «Художественный», Зал 1


				Кадр из фильма «Неудачный трах, или Безумное порно»
Кадр из фильма «Неудачный трах, или Безумное порно»

«Последняя «Милая Болгария»

(конкурс)

Долгострой российского режиссера Алексея Федорченко («Первые на Луне», «Овсянки», «Ангелы революции», «Война Анны»). Основная часть съемок прошла еще в 2017 г., и некоторые поклонники режиссера уже решили, что не дождутся законченной картины. Это экранизация автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца»: писатель там копался в событиях детства и юности, пытаясь выявить истоки истерзавшей его депрессии. Федорченко очень многое в сюжете изменил: в центре его фильма — мичуринец, возрождающий в Алма-Ате в 1943 г. сорт яблок «Милая Болгария», ковыряющийся в событиях собственного прошлого и пытающийся расследовать гибель писателя, когда-то жившего в городе.

24 апреля, 20.30, «Октябрь», Зал 1

27 апреля, 19.30, Большой зал Новой Третьяковки, Западное крыло


				Кадр из фильма «Последняя «Милая Болгария»
Кадр из фильма «Последняя «Милая Болгария»

«Паркет»

(программа «8 ½ фильмов»)

Еще один российский долгострой — фильм Александра Миндадзе (в прошлом веке он написал сценарии к большинству фильмов Вадима Абдрашитова, а в новом поставил «Отрыв», «В субботу», «Милый Ханс, дорогой Петр»). Герои «Паркета», который должен был выйти еще два года назад, — смертельно больной мужчина и его бывшая возлюбленная, которую он не видел четверть века, — встречаются в танго-клубе.

27 апреля 21.00, «Октябрь», Зал 1


				Кадр из фильма «Паркет»
Кадр из фильма «Паркет»

«Последние слова»

(программа «Фильмы, которых здесь не было»)

Ник Нолти, Шарлотта Рэмплинг и Стеллан Скарсгард в фильме Джонатана Носситера о странной эпидемии, накрывшей человечество в конце XXI в.: на Земле перестали рождаться дети.

23 апреля, 19.10, «Октябрь», Зал 7

29 апреля, 16.50, «Художественный», Зал 1


				Кадр из фильма «Последние слова»
Кадр из фильма «Последние слова»

«Дуров»

(конкурс документального кино)

Фильм Родиона Чепеля о создателе «В контакте» и Telegram. Сам Павел Дуров в нем не снимался, но соблаговолил ознакомиться с готовой картиной и выразил свое одобрение.

24 апреля, 18.10, «Октябрь», Зал 2

25 апреля, 21.00, Центр документального кино


				Кадр из фильма «Дуров»
Кадр из фильма «Дуров»

«Естественный свет»

(программа «8 ½ фильмов»)

Один из самых любопытных фильмов берлинского конкурса, дебютная работа венгра Денеша Надя. Действие разворачивается в 1942 г. в брянских лесах, герой — простой венгерский крестьянин, ставший капралом гитлеровской армии и участвующий в карательной операции против партизан.

23 апреля, 20.30, «Художественный», Зал 1

28 апреля, 20.00, «Октябрь», Зал 7


				Кадр из фильма «Естественный свет»
Кадр из фильма «Естественный свет»

Пять классических фильмов

«Империя чувств»

(программа Кирилла Разлогова «Фильмы моей жизни»)

Действие картины Нагисы Осимы разворачивается в 1930-х гг., в основе сюжета — реальная история страстного романа Сада Абэ и Китидзо Исиду (он закончился тем, что первая удушила второго, отрезала его пенис и носила с собой в сумочке, приведя японскую общественность в большое смятение). «Империя чувств» — один из самых скандальных фильмов в истории кинематографа. Это сейчас мы зеваем от скуки, глядя на оральный секс или садомазохизм на большом экране (даже отделением от тела гениталий можно шокировать разве что самых юных и трепетных зрителей). А в 1976-м все выглядело настолько свежо, что зрители выбегали из зала, падали в обморок и вызывали полицию.

24 апреля, 22.00, «Октябрь», Зал 9

28 апреля, 19.10, «Пионер»


				Кадр из фильма «Империя чувств»
Кадр из фильма «Империя чувств»

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

(программа «Ким Ки Дук. Послесловие»)

Корейский режиссер Ким Ки Дук был Московскому кинофестивалю не чужим: в 2019-м стал председателем жюри, в 2020-м представил в конкурсе свою последнюю картину «Растворяться». В декабре того же 2020-го он умер от COVID-19. В память о нем устроили ретроспективу его лучших фильмов. Там будет и сверхскандальный «Остров», и получившая «Золотого льва» в Венеции «Пьета», и вот эта негромкая картина о буддийском монахе и его ученике, которую многие считают шедевром.

24 апреля, 15.50, «Художественный», Зал 1

27 апреля, 22.40, «Октябрь», Зал 9


				Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»
Кадр из фильма «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»

«Безумный секс»

(программа «Итальянское кино. Возвращение классики»)

В программу с громким названием вошли в основном не самые известные итальянские картины, снятые с начала 1960-х по начало 2000-х (исключения — «Ночной портье» Лилианы Кавани и «Ночь святого Лаврентия» братьев Тавиани). Там есть картины Лины Вертмюллер, Франко Джиральди, Эрманно Ольми и Дино Ризи. Остановимся на фильме последнего, снятом в 1973 г. Это типичный для итальянской комедии тех лет фривольный альманах из нескольких новелл, который в США прокатывался под названием «Насколько веселым может быть секс?». В нем снялись Джанкарло Джаннини и Лаура Антонелли; через пару лет Лукино Висконти неожиданно пригласит их на главные роли в своей последней картине «Невинный».

24 апреля, 22.30, «Октябрь», Зал 10

26 апреля, 22.40, «Октябрь», Зал 11


				Кадр из фильма «Безумный секс»
Кадр из фильма «Безумный секс»

«Плата за страх»

(программа «Симона Синьоре. Ив Монтан. Двое»)

Программа приурочена к 100-летию двух выдающихся французских актеров (и заодно супругов). В ней покажут в том числе шедевр Анри-Жоржа Клузо, вышедший в 1953-м. Его завязка проста и гениальна: четверо шоферов должны проехать 300 км по латиноамериканским джунглям. В грузовиках — нитроглицерин, который взорвется при малейшем сотрясении. А дорога настолько ухабистая, насколько это вообще возможно. Саспенс, который Клузо извлекает из этого сюжета, не снился никакому Хичкоку.

24 апреля, 16.15, Кинозал Инженерного корпуса Третьяковской галереи

27 апреля, 20.10, «Октябрь», Зал 11


				Кадр из фильма «Плата за страх»
Кадр из фильма «Плата за страх»

«Окраина»

(программа Кирилла Разлогова «Фильмы моей жизни»)

Дебютный (и, увы, одновременно прощальный) фильм Петра Луцика начинается с титра: «Неправильный у истории ход. Шло все нехорошо, а вышло и вовсе плохо. В 199… году в степь на хутор Романовский приехали бурильщики и начали бурить землю. Бунтовали хуторские мужики, но усмирили их быстро. Показали им бумагу о четырех государственных печатях. Получалось по той бумаге, что все 13,5 тысяч гектар степи — бывший колхоз „Родина“, нарезанный теперь на фермерские участки, вся земля Романовская — продана. А кому и кем — неизвестно. Вот такая вышла несправедливость и просто глупость. А зря…» Действительно, зря. Жертвами мужиков, отправившихся искать правды, стали: едва не утопленный в ледяной проруби бывший председатель колхоза; едва не сваренный заживо кооператор; загрызенный живым обкомовец; задушенный чиновник-капиталист из Москвы. Очень суровое кино, как можно догадаться. Зато с хеппи-эндом: мужики спалили Москву, вернули свою землю и в финале возделывали ее с выражением безграничного счастья на лицах.

Грандиозный фильм, ничуть не испортившийся за 22 года, прошедших после тихой премьеры; если вы любите кино, не упустите шанса посмотреть его на большом экране.

27 апреля, 22.30, «Октябрь», Зал 4


				Кадр из фильма «Окраина»
Кадр из фильма «Окраина»

Хотите сообщить об ошибке? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.