Используются материалы Financial Times Financial Times
Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.

Время чтения: 4 мин
Обновлено:

Поколение успешных и свободных

Русский музей показывает искусство миллениалов

В статье:

В залах на третьем этаже Мраморного дворца, прямо над собранием современного искусства Петера Людвига в Русском музее, впервые демонстрируют панораму искусства миллениалов — так кураторы выставки из Отдела новейших течений обозначили художников после 1980 года рождения. Проект готовился последние три года: из коммерческих галерей, частных коллекций и мастерских были отобраны работы 41 участника, хотя список могут дополнить еще два десятка имен.

Миллениалы — успешное поколение

Практически все художники живут и работают Петербурге, участвуют в крупных российских и международных проектах, показывают и продают работы в галереях. Но даже самые успешные нуждаются в музейном признании, и в этом одна из целей, которую преследует выставка.

Воспроизводство художников в Петербурге хорошо налажено: молодые авторы регулярно выходят как минимум из трех государственных учебных заведений и, думая найти точку приложения своих сил в современном искусстве, обычно отправляются дальше в «Школу молодого художника» Института Про арте. Если учесть, что в городе всего одна признанная современная арт-школа и непреодолимый дефицит выставочных площадок, то полсотни с лишним активно действующих молодых авторов, которые способны заинтересовать галереи и их клиентов, а теперь и музей с его публикой, — это достаточно много. На выставке встречаются и успевшие перешагнуть 40-летний рубеж уверенные мастера — Александр Дашевский или Иван Плющ, и вчерашние выпускники — Виктория Бодрова из Академии художеств или Полина Орлова из Художественно-промышленной академии имени Штиглица, и пришедшие в музейные залы с улиц стрит-артисты — здесь главную роль играет мастер шрифтового дизайна Покрас Лампас, чья работа золотом по черному станет отличным фоном для селфи в музее, обеспечив интерес сверстников и приток публики.

Миллениалы — самое свободное поколение

Художники, чье детство (тут стоит вспомнить недавний юбилей Горбачева) пришлось на 90-е, свободнее не только предыдущего, но и последующего поколений. Со сменой веков образ художника-бунтаря, пробующего еще неизведанные им самим силы, среди которых была и возможность влиять на общество, уступил место образу художника как трезвого и сдержанного работника офиса, выделяющегося разве что одеждой и манерами.

« Позднесоветский конформизм успел уже смениться путинским, но художественная среда за это время стала разнообразнее, растет число творческих ниш и даже возможность самостоятельно изобрести для себя новую. »

Поиск собственного художественного языка и оригинальности — главная тема в работах всех миллениалов. В Петербурге они заняты прежде всего формальными поисками в живописи и скульптуре — соединяют в процессе натурного рисования позирование и перформансные практики, используют в качестве карандаша и кистей топор, формируют красочный слой на холсте или скульптурную массу из самой почвы и поднятого с земли мусора (вот только некоторые приемы художников из объединения «Север-7», широко востребованного сейчас у галеристов и коллекционеров). Перед нами циники, сторонящиеся политической и социальной активности, вымещающие романтику сполна только в искусстве. Все показанные в Русском музее художники связаны с арт-галереями — наверное, это первое поколение, в котором успех распределен вполне равномерно.

Сколько стоит искусство миллениалов и кого покупать

Карьера и благосклонность покупателей обеих столиц не мешают самопознанию и художественному развитию, когда сделанные в атмосфере Петербурга работы находят спрос в Москве. За арт-молодежью охотятся галереи во всем мире, и отечественные авторы показывают ту же динамику цен, что в Европе и Америке, с поправкой на скромность местного рынка. За последние пять лет цены на живопись и графику художников, работающих с галереями, выросли вдвое и теперь достигают 10 000 евро за большое полотно и 2000 евро за рисунок. Поначалу удивленные популярностью, сейчас тридцатилетние уже привыкли к таким суммам и капиталистически разумно вкладывают все больше средств в производство новых работ.

Заниматься сравнением цен на искусство отечественных миллениалов и их европейских и американских сверстников не совсем корректно: по развитию художественной инфраструктуры и арт-рынка, да и просто по уровню благосостояния и привычке покупать искусство это пока что разные миры. Буквально на днях, 3 марта, новый рекорд установила работа модного американского живописца 1978 года рождения Эрнана Ба — метровый холст был продан на торгах Philips за $352 000. Так же живущий в Америке выходец из России и участник триеннале в музее «Гараж» Саня Кантаровский (1982 г. р.), не обладающий пока такой звездностью и историей продаж, на том же аукционе полтора года назад был оценен в 150 000 фунтов стерлингов за работу небольшого размера. По сравнению с суммами на главной площадке по продаже отечественного молодого искусства — аукционе Vladey — это небо и земля. Если же говорить о таком трудно верифицируемом параметре, как живописное качество и актуальность искусства наших соотечественников, то оно вполне сравнимо с западными художниками. Стоит отметить и то, что отечественные молодые авторы показывают ту же динамику цен, что художники в Европе и Америке.

На кого обратить внимание, кто будет завтра моден?

Во дворе Мраморного дворца сейчас заняла место огромная надувная скульптура — узнаваемые в ней мотивы дымковской игрушки вступили в живой диалог с монументом Александру III Паоло Трубецкого. Ее автор Максим Свищёв много лет работает с новыми медиа, создавая в виртуальной реальности объекты немыслимых расцветок, фактур и очертаний и помещая их в любое пространство. В последнее время он все чаще реализует свои идеи в материале, отчего получаются фантастические и брызжущие радостью существа.

Скульптор Константин Бенькович работает с металлическим прутом — из такого однообразно прямого материала получаются не только рельефы плакатной силы с тремя разноцветными балаклавами «Пусси Райот» или четырьмя «коктейлями Молотова», но и ржавый «Душ», ставший в залах выставки простой и эффектной скульптурой.

Из увлечения профессионального архитектора Нестора Энгельке деревом как материалом и природным феноменом появилась «топоропись» — придуманная им манера вырубать с помощью топора пейзажи, натюрморты и портреты русских писателей (часть из них можно увидеть в «Гоголь-центре»). Редко когда привычная борьба художника с материалом и инерцией изобразительной традиции принимает такие страстные, монументальные и убедительные формы.

Живописец Влад Кульков когда-то давно начинал со стрит-арта и вот уже больше 12 лет создает на холсте и бумаге абстрактные работы, которые, как на стене, не имеют определенных границ. Органическая абстракция как живая материя всегда разнообразна и не способна надоесть — гарантией этому служит чувство цвета одного из тончайших колористов среди российских современных художников.

Анна Мартыненко — редкий в отечественном искусстве пример художника, целенаправленно работающего со звуком. Она занята каталогизацией и визуализацией шумов и шорохов окружающего пространства и делает это просто и ясно. В проекте «Порядок вещей», одна работа из которого представлена на выставке, она извлекает звук из различных фактур найденных небольших предметов. Механизм, скребущий по кусочку целлофана, превращается в стрелку часов, запускающую время личных ассоциаций, но благодаря математическому графику рядом не позволяет зрителю полностью пропасть в звуке.

Стрит-артист Максим Има, чьи работы привычно видеть на заброшенных фасадах, был приглашен сделать граффити на стене последнего зала выставки — то, что на сленге уличных художников называется «кусок», — и отлично справился с задачей. Прямо в исторических интерьерах он написал по серебряному фону черным «Мои стенания» — пространный и поэтичный текст, где художник в очередной раз пытается объяснить себе, чем и зачем он этим занимается.

После двух персональных выставок в Петербурге и двух в Москве Леонид Цхэ занимает лидирующие позиции среди отечественных современных живописцев. Окончивший графический факультет Академии художеств и даже успевший недолго попреподавать на нем, в составе группы «Север-7» он выбрал живопись для фиксации повседневной жизни в экспрессионистской и насыщенной цветом манере. В большой картине «Встреча», связанной внутренними связями с Фрэнсисом Бэконом и еще больше — с Франсиско Гойей, заключено то состояние неизвестности и ожидания, которое характерно сейчас для всех художников «поколения тридцатилетних».

«Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве». Русский музей, до 14 июня 2021

Хотите сообщить об ошибке? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter




Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.