Используются материалы Financial Times Financial Times
Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.

Время чтения: 2 мин
Обновлено:

Культура бежит от центра в регионы

О чем говорят награды The Art Newspaper Russia

Среди победителей трех главных номинаций ежегодной премии газеты The Art Newspaper Russia впервые за девять лет ее существования нет столичных государственных тяжеловесов. Лучшим музеем назван санкт-петербургский «Манеж», лучшей выставкой — «Мы храним наши белые сны» в музее «Гараж». А фестиваль городской культуры в Выксе «Арт-овраг» и открытие там же фрески Эрика Булатова позволили Ирине и Анатолию Седых получить награду «Личный вклад», которой отмечают меценатов. Полностью нестоличной и негосударственной премия не стала из-за номинации «Реставрация года», где победу отдали реконструкции московского Северного речного вокзала. 

Победители IX премии The Art Newspaper Russia

Скрыть

«Музей года» — Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)

За умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику и смелыми концепциями, и современным экспозиционным дизайном

 
«Выставка года» — «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» (Музей современного искусства «Гараж», Москва)

За реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века, связанных с эзотерическим знанием


«Личный вклад» — Анатолий и Ирина Седых, основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выксе Нижегородской области

За превращение регионального промышленного центра в столицу современного паблик-арта


«Книга года» — Наталия Семенова с серией книг о коллекционерах: «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант» («Слово»/Slovo, 2019–2020)

За многолетний труд по возвращению в историю имен и заслуг великих коллекционеров дореволюционной России и их популяризацию за рубежом

«Реставрация года» — Северный речной вокзал (Москва)

За феноменально быстрое и бережное восстановление выдающегося архитектурного ансамбля и возвращение ему прежних функций

 Но и этих результатов хватает, чтобы констатировать: регионы продолжают набирать культурную силу и становятся все более заметными конкурентами Москвы и петербургских грандов. Россия традиционно столичноцентричная страна, Москва и Петербург всегда концентрировали подавляющее большинство ресурсов, в том числе и в арт-сфере. Периодически в регионах случались всплески, заметные во всей стране (можно привести примеры в диапазоне от екатеринбургского рока до громких постановок Новосибирского театра оперы и балета, стоивших работы их автору Тимофею Кулябину), но в любом случае: ни по размаху, ни по постоянству они не могли сравниться со столичными. 

Урал как арт-пространство

Ситуация стала меняться около пяти лет назад. Флагманом стал Урал: здесь открылся «Ельцин-центр», один из наиболее технически новаторских музеев России, начала набирать силу Уральская биеннале. В уверенную институцию выросли Пермский музей современного искусства PERMM и Красноярский музейный центр «Площадь Мира». В Нижнем Новгороде флагманом стал «Арсенал».    

Тенденция

Процесс пошел, но нужно было зафиксировать достижения. Такой символической отметкой и стала прошлогодняя победа Уральской биеннале, признанной The Art Newspaper Russia лучшей выставкой года. Впервые эта награда ушла региональной экспозиции. И вот в этом году тенденция еще усилилась.

Конечно, петербургский «Манеж» сложно назвать региональным музеем в полном смысле, но все же это не Эрмитаж и не Русский музей. «Гараж» тоже не скромный музей в Туле или Самаре, но, опять же, и не государственный гранд. Что же до Выксы, то это в чистом виде подтверждение идеи, что не место красит человека, а человек место. Шумное празднование открытия фрески Эрика Булатова на стене цеха Выксунского металлургического завода стало событием даже не российского, а мирового значения. Конечно, тут многое сошлось: пандемия и приостановка многих международных проектов, имя Эрика Булатова, десятилетняя история «Арт-оврага», позволившая продемонстрировать заметные результаты. Но факт остается фактом: Выксу вполне уверенно можно назвать важной точкой на культурной карте России.

Демонстративный официоз

Но «уход в регионы» при желании можно трактовать и в менее позитивном ключе. 

The Art Newspaper Russia вне политики, а авторы издания и тем более номинанты и победители премии в большинстве своем — не политические активисты. Тем не менее хотя бы в силу глобальности издания (The Art Newspaper появилась в Великобритании, но сейчас свои версии есть в нескольких странах) его проще ассоциировать с ценностями, которые сейчас в стране маркируются как западные или либеральные. И пусть сдержанно, но это нет-нет, да прорывается. Конечно, не как официальная позиция редакции, но через высказывания гостей премии.  

Отношения власти и, скажем так, передовой части культуры, переживают не лучшие времена, и церемония этого года этого не скрыла. Руководитель московского департамента культуры Александр Кибовский, открывавший церемонию, зашел в зал одним и последних, а ушел точно первым — сразу после того, как в приветственной речи порадовался, что для столичной культуры 2020 год прошел не так плохо, как можно было ожидать. Возможно, не стоит искать в быстром исчезновении чиновника подвоха — мало ли: устал, много работы, уже в курсе, кто победит. Но не исключено, что он решил избежать вопросов, например, об отставке Кирилла Серебренникова, исчезновании с театральных афиш имен артистов, участвовавших в январских митингах, или потенциальном влиянии законодательных новшеств на культурный процесс.

Подальше от Москвы

С его уходом со сцены зазвучали свободолюбивые речи. Не то чтобы революционные, но все же. Владимир Познер напомнил о ценности книг и просвещения, а также тщетности и напрасности попыток этот фонтан заглушить. Евгений Асс, вручая награду за лучшую реставрацию, указал, что в аннотации напрасно назвали Северный морской вокзал сталинским ампиром (в официальном буклете, который раздавали на церемонии, этой формулировки нет - VTimes). Не в том смысле, что ошиблись, а в том, что не стоит лишний раз упоминать это имя. Алексей Агранович и Ксения Раппопорт со сцены прочитали отрывки из книги Наталии Семеновой «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров» — как сложно создается культура и как легко она рушится в обществе, где не ценится. О печальных параллелях начала XX века и нынешнего времени говорили кураторы выставки «Мы храним наши белые сны».

Но что об этом говорить, всем и так известно.

Поэтому, если у некоторых деятелей культуры возникает желание отодвинуться от центра, это вполне понятно. Как говорят в Сибири, Бог высоко, Москва далеко. Глядишь, в регионах поспокойнее. 

Хотите сообщить об ошибке? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter




Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.