Используются материалы Financial Times Financial Times
Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.
Время чтения: 2 мин

Давайте смотреть телевизор

Сериал «Ванда/Вижн» с героями комиксов Marvel неожиданно объясняет, почему люди не хотят верить реальности

— Ванда, сегодня что, особенный день? (Закадровый смех.) Посмотри на календарь, кто-то нарисовал сердце над сегодняшней датой!

— Только не говори, что ты забыл! (Закадровый смех.)

— Сегодня у нас праздник!

— Да, сегодня мы впервые отмечаем этот праздник! (Закадровый смех.)

Ошарашенный зритель ждет объяснения, но и вторая серия вышедшего на сервисе Disney+ шоу «Ванда/Вижн», стартового проекта «четвертой фазы киновселенной Marvel», снова оказывается черно-белым телевизионным ситкомом из 1950-х (или уже 1960-х). Перед нами пара счастливых молодоженов из американского городка Вествью, только жена чародейка, а муж робот, что регулярно создает комические ситуации в быту, хотя бы во время мытья посуды: «Опять ты со своими летающими тарелками!» — «Опять ты со своей непробиваемой головой!» (Закадровый смех.)

На этом месте стоит сразу оговориться: у киновселенной Marvel огромная аудитория, но даже для нее «Ванда/Вижн», скорее всего, будет шоком. Это довольно рискованный маркетинговый ход, попытка сломать шаблон супергеройского комикса и, конечно, самый странный марвеловский проект (хотя в итоге и не такой радикальный, как может показаться поначалу). Но фанаты, в конце концов, подерутся и разберутся, любопытней вопрос, найдет ли «Ванда/Вижн» публику за пределами этого круга. Поэтому для тех, кто к нам только что присоединился, вот тут будет небольшой гид «Кто есть кто в кинокомиксах Marvel». Ну, а мы перейдем сразу к Ванде, Вижну и их удивительной жизни в старом телевизоре.

Действие сериала «Ванда/Вижн» (VandaVision, режиссер Мэтт Шекман) разворачивается после событий фильма «Мстители: Финал». Это первый проект «четвертой фазы кинематографической вселенной Marvel», в которую войдут сериалы для стримингового сервиса Disney+, а также фильмы — в мае 2021 г. анонсирована премьера «Черной вдовы» со Скарлетт Йоханссон. Всего запланировано 11 полнометражных картин и 13 сериалов. Предыдущие фазы кинематографической вселенной Marvel включают 23 фильма, начиная с «Железного человека» (2008) и заканчивая картинами 2019 г. «Мстители: Финал» и «Человек-паук: Вдали от дома».

Жанровый сдвиг заключается в том, что перед нами не просто супергерои с новой непонятной миссией, заброшенные (как это бывает с супергероями) в прошлое. Ванда Максимофф (Элизабет Олсен) и Вижн (Пол Беттани) — персонажи сериала о собственной идеальной жизни в американской провинции. Но кто снимает этот сериал? И кто его смотрит? Ведь кроме нас, зрителей сериала в сериале, должны быть и те, кто включает телевизор с черно-белым ситкомом, но этих зрителей нам не показывают, их реальность, то есть «настоящая» реальность «Ванды/Вижн», остается за кадром — по крайней мере в первых эпизодах, сюжеты которых состоят из комических попыток молодоженов вписаться в провинциальное общество и подружиться с соседями, скрывая свои суперспособности, притворяясь «такими, как все».

Американские критики хвалят «Ванду/Вижн» за оригинальность хода и любовные оммажи старым сериалам. Но помимо телешоу 1950–1980-х (каждая серия прыгает в следующее десятилетие) у этой истории есть как минимум две очевидные отсылки. Первая — «Стемпфордские жены», дважды экранизированный (1975, 2004) роман Айры Левина о патриархальном рае в американской глубинке, где все женщины идеальные домохозяйки, потому что они роботы. Вторая — знаменитый фильм Питера Уира «Шоу Трумана» (1998), в котором герой Джима Керри, живущий идиллической жизнью в маленьком городке, постепенно начинает понимать, что все происходящее вокруг него — постановка, а сам он персонаж реалити-шоу о собственной жизни.

В черно-белый мир шоу «Ванда/Вижн» тоже мало-помалу просачивается внешняя «реальность» — например, залетает ярко-красный игрушечный вертолетик или радиоприемник начинает обращаться прямо к Ванде, вызывая у нее панику. Кроме того, перебивающие серии рекламные ролики продают продукцию, имеющую отношение к кинематографической вселенной Marvel. Но важно зафиксировать принципиальное отличие нового сериала от всех сюжетов, герои которых обнаруживают вокруг себя тотальную подмену.

Нео хочет уничтожить Матрицу, Труман Бёрбенк хочет вырваться из шоу. Ванда хочет в этом шоу остаться.

Те, кто помнит, что случилось с Вижном в финале фильма «Мстители: Война бесконечности», этому вряд ли удивятся. Сериал «Ванда/Вижн» может быть прочитан как история о переживании потери, и это очередное доказательство того, что жанр супергеройского комикса завоевал право на рефлексию и серьезные чувства. Но есть и кое-что еще, имеющее отношение к более широкому полю смыслов. Можно назвать его политическим.

Желание замкнуться в своем пузыре (семье, соседях, домашних делах и привычной работе) и отрицать любую другую реальность свойственно не только пережившим травму супергероям. Так что «Ванда/Вижн» еще и хорошая история о том, почему нам удобно жить в телевизоре. Реальность сама по себе травматична, опасна и непредсказуема, она чем дальше, тем больше кусается.

А тут нас ждут спокойствие, порядок и ламповый уют. Хотя и в мире сериалов время не стоит на месте, и благополучный ситком когда-нибудь превратится в тревожный (но по-своему тоже уютный) «Твин Пикс».


Mid-Season Trailer | WandaVision | Disney+

Хотите сообщить об ошибке? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.