Используются материалы Financial Times Financial Times
Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.
Время чтения: 2 мин

Кинетизм – искусство, которое не за и не против

В Новой Третьяковке открылась выставка визуально активных работ

«Уважаемые посетители! Просим обратить внимание: визуально активные работы, представленные на выставке, могут вызывать чувство дискомфорта», — предупреждает Новая Третьяковка гостей выставки «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России». Здесь действительно многое шумит, пищит, звенит, тикает или качается, а часть экспонатов интерактивна и оживает при участии гостей. Хотя предупреждение музея кажется перестраховкой: выставка, скорее, требует времени, чем осторожности.  

Показ в Третьяковской галерее — вторая итерация выставки после санкт-петербургского Манежа, где ее показали в прошлом году. Сейчас экспозицию расширили (работ более 400) и дополнили работами классиков русского авангарда и современных художников. «Наша выставка — живой организм, который растет и развивается. Когда делаешь проект, то по его окончании понимаешь, что можно что-то добавить или изменить. Нам дали такой шанс, и мы им успешно воспользовались. Знаю, что, если будем делать ее в третий раз, она будет опять немного другой. В этом и есть главная идея кинетизма — постоянное движение и изменение, и мы успешно следуем этому завету», — поясняет главный куратор выставки Юлия Аксенова. 

Когда началась подготовка к еще первой выставке в Манеже, был момент, когда казалось, что ничего не получится. В первую очередь потому что очень мало материала, мало сохранившихся вещей. Более-менее активно кинетизм существовал совсем недолго, в середине 1960-х, а потом интерес к нему постепенно спал, и он занял довольно маргинальную нишу в истории русского искусства. Это связано с тем, что зачастую дискурс исследователей строился на противостоянии художника и власти. А кинетизм не вписывался в эту линию: он и не говорил на языке власти, и не выступал против нее. Его интересовали универсальные идеи, общечеловеческие проблемы планетарного масштаба. Но именно это делает его очень актуальным сегодня.

«Принято считать, что специфика русского искусства — тесная связь с контекстом, высокая политизированность. Из-за этого его бывает тяжело воспринимать тем, кто, может быть, не в курсе каких-то фактов истории. Кинетизм в этом смысле свободен — это одно из немногих направлений, не привязанных к пониманию специфики и не требующих от публики погружения в наш социальный контекст. Его область интересов касается прежде всего неких общих систем человеческого сознания, работы с восприятием оптических, психологических, часто невербальных конструктов. В этом смысле у кинетического искусства большой международный потенциал. Надеюсь, что мы сможем показать выставку за пределами нашей страны», — продолжает Аксенова.

«Лаборатория…» — первая столь подробная попытка представить историю русского кинетизма. Это и одна из самых больших временных выставок современного искусства для Третьяковской галереи. Кинетическое искусство как направление возникло в начале ХХ века и во многом связано и простимулировано технологическим прогрессом и, как следствие, изменением мироощущения человека и его взаимоотношений с окружающим миром. В основе кинетизма лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Отсюда разнообразие жанров: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическая живопись, графика, коллаж, фотография, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты.

От экспозиции по хронологическому принципу отказались – чтобы показать не столько историю этого направления как такового, но развитие его идей. Выставка поделена на четыре раздела, в каждом из которых выявлены наиболее характерные черты направления: 

  • «Лаборатория зрения» – исследование визуального восприятия; 
  • «Лаборатория искусствометрии» – работы, для которых важен точный расчет;
  • «Лаборатория среды» – осмысление влияния пространства и окружающей среды; 
  • «Лаборатория синестезии» – проекты, в чьей основе мультисенсорный подход.

«Главной фигурой на выставке оказывается художник-исследователь, художник-экспериментатор, благодаря чему мы выстраиваем преемственные связи между авторами разных поколений и эпох. Малевич, Матюшин, Татлин, Филонов ведут диалог с художниками 60-х: Нусбергом, Инфантэ, Колейчуком, Галиевым, а также с молодыми представителями технологического искусства сегодня, такими как ::vtol::, Stain, «Куда бегут собаки» и многими другими. Именно такой подход наделяет выставку глубоким смыслом. Мы показываем то, как именно идеи, которые были заложены авторами в начале ХХ века живут, поэтому и выставка называется — «Лаборатория будущего», — резюмирует Аксенова.

Выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» открыта до 10 мая.

Хотите сообщить об ошибке? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.