Используются материалы Financial Times Financial Times
Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.

Мнение

Время чтения: 2 мин

Мнение. Экологическая утопия и будущая реальность

Альтернативный путь развития есть, но мир к нему не готов – из-за ловушки прогресса

Карантинный 2020 г. оставляет нас не только с забавными мемами про очищение природы и милыми фотографиями кабанов и оленей, которые появились на опустевших из-за локдауна улицах европейских городов, но и с новыми политическими и этическими дилеммами.

Болезнь может быть полезной

Мир и до пандемии не был идеальным, и с точки зрения экономического устройства, и функционирующих социальных систем. Но именно ковид еще раз настойчиво показал, как несовершенства мира грозят нам катастрофой: неконтролируемые волны миграции; исчезающие коренные народы, потерявшие территории из-за крупных агробизнесов или добывающих компаний; растущее загрязнение почвы и воды; неэтичное производство, загрязняющее природу; локальные бизнесы, которые разоряются из-за лавины импорта.

Зато нынешняя ситуация дает и возможность увидеть способы более экологического и справедливого устройства общества — после коронавируса.

Успехи государств принято измерять в ВВП: растет производство, строится инфраструктура, развивается торговля. Но ВВП — не лучший показатель благополучия. Подстегивание производства для создания все большего количества материальных благ не может продолжаться без серьезных последствий для экологии. Концепция роста все еще воспринимается единственно возможной моделью общественного развития, порождает все новые экологические, социальные и политические проблемы.

А заодно приближает нас к выбору: либо рост экономики, либо сохранение цивилизации.

Но есть другие рецепты спасения. Иногда они экстравагантны, иногда кажутся даже маргинальными и утопическими (от биоцентризма до концепции антироста). Мы не воспринимаем их всерьез, потому что они предлагают непривычные нам картины мира. Однако системное и внимательное их изучение показывает, что у составляющих этих рецептов есть потенциал, и некоторые страны уже начали воплощать в жизнь элементы теории альтернативного общественного развития.

Почему бы не познакомиться с ними поближе? Взглянуть на них разумно, взять от них наименее радикальные и наиболее прагматические аспекты и постараться найти сбалансированный «рецепт спасения мира».

Зеленый кооператив

Мы с коллегами из Института Латинской Америки РАН, ИМЭМО и Белградского университета предприняли такую попытку и изучили опыт стран Латинской Америки, Западной и Восточной Европы. Это выбор не случаен и показывает две разные картины мира.

В Европе, откуда берет начало большинство зеленых теорий и моделей построения более справедливого общества, выход из нынешнего кризиса видят в развитии и укреплении кооперативов. Они не просто организационная единица, внутри которой производят, продают и потребляют, но сообщества, которые ведут похожий образ жизни. За примерами далеко ходить не надо — это и крупнейший кооператив в Испании, баскская Мондрагонская кооперативная корпорация (MCC), и Regionalwert AG в Германии. Европейские коммуны уже объединились в общеевропейское движение. Это лишний раз доказывает, что альтернатива нынешнему общественному развитию существует.

Жизнь хороша

Структурированному европейскому зеленому движению, где экологическая повестка органично встроена в политическую, противопоставляется латиноамериканская альтернатива развития. Она основана на образе жизни коренных народов Латинской Америки и получила общее название Buen Vivir (исп. «хорошо жить»). Одна из главных характеристик «индейской альтернативы» — гармоничное сосуществование коренных народов и природной среды, наличие морально-этических норм, связанных с взаимодействием человека и природы. Однако отождествлять Buen Vivir исключительно с хорошей жизнью людей в нашем привычном понимании было бы неверным. Суть Buen Vivir в том, что человек — больше не мера всех вещей. Кроме того, невозможно разделять человека и окружающую среду, поскольку это единый концепт, включающий в себя мир людей, животных, растений, духов гор, рек и т.д.

Buen Vivir, зародившаяся в Боливии и Эквадоре (в Эквадоре эта концепция лет 10 назад даже была взята за основу стратегического развития страны), быстро преодолела национальные границы и распространилась на другие страны Латинской Америки. Благодаря Buen Vivir, стали возможны дискуссии вокруг конкретных альтернативных проектов развития. Например, признание прав Матери Природы и обсуждение перехода от «ресурсного проклятия» к постэкстрактивистской реальности. Из-за непривычной ориентации Buen Vivir, где человек находится на «концептуальной обочине», она кажется чем-то вроде современной утопии.

Vida Verde, или обратная модернизация

Эти две картины мира, европейская и латиноамериканская, имеют потенциал для создания модели альтернативного социально-экологического развития, поддерживающей справедливое распределение ресурсов в обществе, защиту окружающей среды и разумные самоограничения. Мы назвали эту концепцию Vida Verde, или обратная модернизация.

Vida Verde предлагает искать равновесие между экономикой, культурой и политикой для решения главных социально-экологических проблем, обращаясь и к низовой индейской альтернативе, и к более институционализированному европейскому подходу.

Сейчас такая альтернативная модель не лишена элементов утопичности: из «ловушки прогресса» сложно выйти. Всему виной проблемы, связанные с уходом от традиционной модели развития, — экономические, политические, а также идеолого-эпистемологические, которые трактуют понятие «развитие» исключительно как «рост». Это серьезно препятствует рождению реальной альтернативы.

Но если появятся иные социальные и экологические основы, подкрепленные политической волей, которые будут удовлетворять потребности людей, соблюдать экологические границы планеты и этические принципы, то утопия вполне способна стать реальностью.

Это будет длинная дорога, но она может стать взлётной полосой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции VTimes.

Хотите сообщить об ошибке? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter




Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.