Используются материалы Financial Times Financial Times

Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.
Время прочтения: 4 мин

Чугунное прошлое, искусное настоящее

Как художественный проект городского масштаба преобразил Выксу

Прошедшим летом в 10-й раз должен был состояться фестиваль современной культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области – но по понятным эпидемическим причинам его пришлось отменить.

Чтобы не уезжали

Выкса расположена на границе Нижегородской и Владимирской областей, в ней чуть более 50 000 жителей, и это моногород. Градообразующее предприятие – Выксунский металлургический завод (ВМЗ), он входит в Объединенную металлургическую компанию (ОМК) Анатолия Седых. Железоделательные предприятия, сперва кустарные, появились в Выксе еще в XVIII веке, в окрестностях города – залежи железной руды. В XIX веке выксунские металлурги на всю Европу славились качеством чугуна, в советское время они первыми в СССР стали использовать технологию порошковой металлургии. Основные продукты выксунского завода – железнодорожные колеса и электросварные трубы.

Первый «Арт-овраг» прошел в 2011 г., в его программе с самого начала объединены современное искусство, театр, паблик-арт, музыка и спорт. Проводить его решила жена Анатолия Седых Ирина, председательница попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-участие».

Она вспоминает о причинах появления фестиваля: «На заводе высокие по меркам отрасли зарплаты, в городе стабильность. Но как и любому провинциальному городу, Выксе была присуща проблема осмысленной жизни молодежи в нем, большая разница в возможностях для самореализации, как следствие – отток молодого населения в крупные города. Чтобы решить эту проблему, решили проводить фестиваль современной культуры».

Что такое «Арт-овраг»

  • На улицах Выксы было создано около 100 стрит-арт-работ и паблик-арт-объектов;
  • построено 15 объектов городского дизайна;
  • появилась программа промышленного туризма;
  • открыта арт-резиденция, где побывало уже более 40 художников со всего мира;
  • в 2017 г. как ответвление от «Арт-оврага» возник проект «Индустриальный стрит-арт-парк»  серия фресок на стенах цехов ВМЗ;его первая работа, мурал художника Миши Most, оказался самой большой монументальной росписью в мире, выполненной одним художником;
  • перформанс Анны Абалихиной «Страсти по мартену» завоевал премии в области современного искусства «Инновация-2019» и гран-при независимой премии им. Сергея Курехина в области современного искусства.

Зачем городу искусство 

Лиза Савина, комиссар платформы Smart Urban (отбор лучших проектов для организации городской среды): «При создании городских пространств к положительному результату приводит кластерный подход. К примеру, если вы просто установите скульптуру на площади, скорее всего, это никак не повлияет ни на качество жизни, ни на экономику. Однако если вы увяжете все в общий проект, куда будут подключены как родственные дисциплины креативной индустрии, так и поддерживающие (ресторанный бизнес, отели, дополнительные сервисы), вот тогда уже можно говорить о каком-то эффекте. Важно не только оформить пространство, но и сделать его обитаемым, проще говоря – насытить мероприятиями».

«Если этот момент упустить, то может получиться как в Туле – там в заброшенных цехах действующего завода электроакустического оборудования «Октава» открыли одноименный культурный кластер с инновационным Музеем станка. Но событийную повестку не продумали, – сетует Савина, – и популярность кластера сильно ниже, чем могла бы быть».

В качестве примера продуманной событийной повестки она приводит кластер «Севкабель» в Санкт-Петербурге, туда приходят 50 000 человек в неделю. Кабельный завод, ведущий историю от предприятия XIX века Siemens & Halske (сейчас компания называется просто Siemens), освободил часть производственных помещений под художественные и светские мероприятия; особенную привлекательность месту придает отлично устроенная набережная Финского залива.

Локации с высоким положительным рейтингом становятся точками экономической привлекательности – вокруг них может развиваться, и довольно активно, малый и средний бизнес, уверена Савина: «Искусство – не главный компонент развития территории, но зрелая система без него выглядит неукомплектованной. Художественные элементы обеспечивают эмоциональный отзыв, который и стимулирует оборот – денежный, человеческий и креативный».

Нельзя без праздника

Фестиваль летом не провели, но десятилетие отметили осенью – с большим размахом. К участию в Индустриальном стрит-арт-парке был приглашен классик современного российского искусства Эрик Булатов. Его позвал новый куратор «Арт-оврага», художник Федор Павлов-Андреевич. По эскизам работ Булатова «Стой – иди» (1974) и «Амбар в Нормандии» (2013) шесть художников-ассистентов выполнили гигантскую фреску площадью 2500 кв. м на фасаде трубоэлектросварочного цеха ВМК. 87-летний классик лично присутствовал на открытии и результат одобрил.

В тот же уикенд в Выксунском музее открылась выставка одной картины Эрика Булатова «Черный вечер, белый снег» .

Вовлечение жителей

Очень важно, чтобы нововведения и пространство сделали своим местные жители, подчеркивает Савина.

Опросы гостей фестиваля проводятся каждый год, говорит Ирина Седых: «За эти годы мы поняли, что у людей есть свои амбиции, связанные с самореализацией, и насущные потребности, связанные с желанием изменить городское пространство. Для нас сегодня фестиваль – это в первую очередь вовлечение местных жителей в процесс создания и фестиваля, и многих арт-работ. Во время фестиваля часть программы направлена на сотрудничество горожан и профессиональных художников. Это благоустройство и переформатирование дворов, экспозиция работ выксунцев в современных пространствах центрального музея города и многое другое».

Перед предыдущими фестивалями фонд проводил совместные стратегические сессии с кураторами, городской администрацией и лидерами мнений в городе. При планировании  фестиваля организаторы опираются также на данные исследований среди горожан. Ирина Седых приводит результаты опросов прошлого года перед разработкой проекта индустриально-туристского парка «Баташев».

Промышленная история

Парк решили назвать в честь Ивана Баташева (1732–1821), основателя индустриального железного дела в Выксе. От семьи Баташевых в Выксе остались знаменитая усадьба, собор Рождества Христова и инженерный шедевр – гидротехническая система, обеспечивавшая чугунолитейное производство водой.

Чудес и того, что жители сразу и безоговорочно примут современное искусство, не ждали. Хотя с вандализмом столкнулись лишь однажды: на второй год проведения фестиваля в парке сожгли работу архитектора из Нью-Йорка, вспоминает Седых. В фонде к этому отнеслись философски, а жители акт вандализма осудили. 

Естественно, что быстрее всего на современное искусство откликаются молодые люди. Но постепенно ему открываются и рабочие завода. С ними специально встречаются художники и кураторы фонда, читают лекции, рассказывают историю современного искусства и поясняют его смысл. 

Как результат – многие работы создавались при прямом участии выксунцев, утверждает Седых. Например, рабочие завода стали участниками создания мурала художника Луки на стене цеха в Индустриальном стрит-арт парке, предлагали идеи. Несколько лет назад в городе проводили открытый конкурс на создание арт-плотов, и получили 54 заявки. В перфомансе Анны Абалихиной в бывшем мартеновском цеху Выксунского металлургического завода участвовали рабочие завода, воспитанники местной музыкальной школы и студенты МИСиСа.

Какая-то часть выксунцев говорит «лучше бы фасады утепляли вместо муралов», а также о том, что современное искусство не понятно, не скрывает Ирина Седых. Фасады утеплять надо, с этим никто не спорит. Но это можно делать, не ставя вопрос «или – или».

Что получилось в Выксе

  • Посещаемость города ежегодно растет на  7000–10 000 человек, при этом каждый пятый гость города – активный участник фестиваля;
  • туристический поток вырос с  1149  человек в 2015 г. до 39 959 человек в 2019 г., посчитали в администрации города, там же уверяют, что Выкса постепенно перехватывает у старинного соседнего Мурома (50 км на машине) первенство среди туристических центров на Оке;
  • количество организаций,  осуществляющих перевозку пассажиров (такси), увеличилось на 20%, а фирм по производству сувенирной продукции – на 40%;
  • сальдо миграции в моногороде положительное, +424 в 2019 г.: прибыло 2987 человек, убыло 2563;
  • фестиваль привлекает в город инвестиции, в частности – 100 млн руб.  на реконструкцию городского парка, главного места действия фестиваля (в 2019 г.);
  • по сравнению с 2013 г. на 38% снизился показатель зарегистрированных правонарушений, совершенных несовершеннолетними;
  • по программе соучастного проектирования «Создай свой город» создано семь новых арт-дворов, спроектированы и построены две креативные остановки общественного транспорта.

Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.

На этом сайте используются средства веб-аналитики, файлы cookie и другие аналогичные технологии. Также могут обрабатываться ваши персональные данные. Подробности в Политике конфиденциальности.

Для работы с сайтом подтвердите, что вы ознакомились и согласны с условиями Политики.