Используются материалы Financial Times Financial Times

Поддержите VTimes, чтобы мы могли работать для вас.
Время прочтения: 3 мин
Обновлено:

Большой театр сыграл два спектакля и отменил третий

Сезон открылся оперой Верди «Дон Карлос» с Анной Нетребко и Ильдаром Абдразаковым

Сегодня, 10 сентября, Большой театр должен был дать третье представление «Дон Карлоса». Но накануне вечером у исполнителя роли Короля Филиппа II Ильдара Абдразакова поднялась температура. Первичный анализ показал признаки Covid-19. Гендиректор театра Владимир Урин принял решение отменить спектакль.

Поначалу открытие сезона складывалось удачно. Артисты и музыканты соскучились по работе: последние спектакли в театре прошли аж в марте. На конец сезона был запланирован «Дон Карлос» со звездным составом, украшением которого мыслилась Анна Нетребко. Но театральные спектакли прекратились во всем мире. Ныне театры открываются тоже не везде: нью-йоркская «Метрополитен опера» не отопрет дверей до конца 2020 г. Это сыграло на руку Большому: Анна Нетребко и ее партнеры смогли принять участие в спектаклях открытия сезона 2020-2021 г.

В театре, и без того известном строжайшей пропускной системой, были предприняты все возможные меры предосторожности. Сотрудники неукоснительно сдавали тесты, на репетициях во всех возможных случаях соблюдалась дистанция, а когда настал черед запустить в театр зрителей, их обязали являться в масках и перчатках. Согласно требованиям Роспотребнадзора, в продажу была пущена лишь половина мест: люди могли приходить в одиночку или парами, но соседние места оставались пустыми.

В оркестровую яму тоже проникли признаки времени. Оркестр сидел компактно, иначе он бы в яму просто не влез, но пульты музыкантов-духовиков были заслонены щитами. А вот на сцене все осталось как было до карантина: солисты и хор исполняли положенные мизансцены, порой стоя вплотную друг к другу, а Король Филипп в припадке ревности даже начинал душить Королеву Елизавету голыми руками.

Короля и Королеву пели две мировые оперные звезды – Ильдар Абразаков и Анна Нетребко. Такого уровня вокал не каждый день услышишь даже в Большом театре. Партия Короля Филиппа – одна из коронных у Абдразакова, его ровный и красивый бас звучал мягко, временами грозно и чаще всего с благородной грустью, присущей монарху, чью любовь не разделяет прекрасная супруга. Партия Елизаветы Валуа как нельзя лучше подходит Нетребко, ей удались не только все нюансы вердиевской партии, но и нежность, тоска, обида и самоотверженная твердость. Добротную компанию королевской чете составили тенор Юсиф Эйвазов, спевший инфанта Карлоса весьма надежно, и солисты Большого – баритон Эльчин Азизов (маркиз ди Поза), меццо-сопрано Агунда Кулаева (принцесса Эболи), басы Денис Макаров (Великий инквизитор) и Николай Казанский (Монах).

«Дон Карлос» – традиционная по стилю работа британского режиссера Эдриана Ноубла, она идет на Исторической сцене с 2012 г. и обладает ценным качеством – простым и точным рисунком, позволяющим легко вводить в спектакль новых певцов. Как раз это качество помогло звездной команде сосредоточиться на пении, а акустика незаполненного зала артистам только помогла: голоса разносились свободно, и ладный оркестр, ведомый Антоном Гришаниным, никогда их не заглушал.

В советское время и даже в 1990-е гг. Большой театр всегда открывал сезон патриотической оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя», шедшей под названием «Иван Сусанин». Потом названия стали меняться, и каждый раз их выбор транслировал некую позицию руководства. «Дон Карлос» – знак солидарности Большого театра с консервативным флангом мировой оперы. Такой спектакль не дарит художественных откровений, но и не оскорбляет вкусов зрителя, готового отдать 15 000 руб. за место в партере. Однако в плане сезона 2020-2021 гг. значатся оперные проекты, которые отразят и другие эстетические тенденции, мирно соседствующие друг с другом в современном оперном мире.

С одной стороны, режиссер Клаус Гут, сторонник авторского театра, поставит «Саломею» Рихарда Штрауса – это совместный проект с «Метрополитан опера» (первоначально он планировался также с участием Анны Нетребко, но потом артистка передумала). Еще один экспериментатор, британец Дэвид Олден, уже работавший в Большом, осуществит постановку оперы Генделя «Ариодант». С другой стороны, российский режиссер драматического театра Евгений Писарев, до сих пор ставивший только комические оперы, сделает свою версию «Мазепы» Чайковского.

Пласидо Доминго, успешно вылечившийся от коронавируса, выступит как дирижер и споет в гала-концерте. Отметят юбилеи ушедших великих – 180-летие Петра Ильича Чайковского и 95-летие Майи Плисецкой, – а также 80-летие ныне здравствующего Владимира Васильева. Уже начали танцевать премьеру современных хореографов, а завершат сезон балетом «Чайка» с музыкой Ильи Демуцкого, ранее написавшего для Большого балеты «Герой нашего времени» и «Нуреев».

Несмотря на пандемию, Большой решил не отказываться от многочисленных планов. Но воплотятся ли они в жизнь, сегодня не знает ни руководство театра, ни Роспотребнадзор. Возможно, и мы все на это надеемся, диагноз Ильдара Абдразакова при вторичном анализе не подтвердится. Однако сегодняшний спектакль уже отменен, и надо быть готовым к тому, что такая ситуация в любой момент может повториться – вместо вечернего выхода в театр вы останетесь дома, зато на вашу карточку аккуратно вернутся потраченные деньги.

Спасибо, что читаете эту статью!

Поддержите VTimes, чтобы мы могли продолжать работать для вас.

На этом сайте используются средства веб-аналитики, файлы cookie и другие аналогичные технологии. Также могут обрабатываться ваши персональные данные. Подробности в Политике конфиденциальности.

Для работы с сайтом подтвердите, что вы ознакомились и согласны с условиями Политики.